top of page
  • White Google+ Icon
Search

Ракушечная лотерея или откуда взялся Тель-Авив

  • Writer: AK
    AK
  • Feb 3, 2018
  • 3 min read

Updated: May 13, 2018

Тель Авив - единственный город,который отсчитывает свою историю не от закладки первого камня и не от перерезания красной ленточки,а от первого розыгрыша участков.

Розыгрыш ,именуемый «Ракушечной лотереей»🐚 ,состоялся 11 апреля 1909 .

В ходе лотереи земельные участки были разыграны среди 66 дольщиков товарищества «Ахузат Байт».

Кто же был тем самым про-отцом города на Холме ?Откуда он пришел и с какими идеями? И почему ему поверили?


Акива Арье Вайс,38-летний часовщик из Гродно , ступил на паслестинскую землю в 1906 г со всей семьей с твердым намерением "строить".

В первый же день репатриации,на еврейском собрании в клубе «Иешурон»,послушав о проблемах жителей : сложность в отношениях с арабами, проблемы с турецкой бюрократией, многократные бакшиши и завышенные цены на сельскохозяйственную продукцию, он задал собравшимся один вопрос. О строительстве нового еврейского поселении. Не дожидаясь ответа на свой вопрос, Вайс красноречиво «нарисовал»свою картину еврейского города – с домами и улицами, со школами и синагогами, с освещением и водопроводом. Но самое главное в этом новом городе было то, что он не был пригородом Яффо, либо иного, уже существующего города. Речь шла о совершенно независимом городе, причем именно о городе, а не сельскохозяйственном поселении...И он купил людей.Купил своей искренностью и порывом,а в дальнейшем и действиями.Люди верили и ему и в него,и в его проект.

Было в этом человеке что-то особенное, вселявшее уверенность в людей. И сидя вечерами за столами в своих комнатах, яффские евреи, взрослые и дети, рисовали планировку будущих комнат, размещали в этих комнатах мебель. У людей появилась надежда.

Опустив все сложности и витиеватости при приобретении земли, в начале марта 1909-го года на руках у будущих жителей "Ахузат Байт" был утвержденный комитетом товарищества план города, документы на земельный участок и разрешение на строительство от турецкого губернатора и протокол комиссии по строительным нормам. Казалось бы, что можно начинать строительство, но…. Всегда есть какое-то «но», которое мешает развитию прогресса.

Участков для строительства жилых домов в новом поселении было во много раз меньше, чем желающих эти самые дома построить*! Кто-то хотел дом на перекрестке, а кто-то – на центральной улице, а кто-то – с видом на море. Как же быть? И снова Акива Вайс пообещал разрешить эти споры к всеобщему удовлетворению.

Через несколько дней в эрев Пейсах , на дверях синагог, клубов и магазинов, которыми владели евреи, появилось объявление со следующим текстом:


«Временный совет товарищества по строительству домов «Ахузат байт» с радостью приглашает всех членов товарищества на общее собрание, посвященное распределению земельных участков. Собрание состоится 11-го апреля в 10 часов утра возле источника! В центре нашего участка в присутствии нотариуса и представителя земельного управления Яффо».


В предпоследний день праздника Пейсах, на небольшой площадке у родника, затерявшегося между песчаными дюнами, собрались все члены товарищества. Мужчины пришли в праздничных костюмах, женщины – в нарядных платьях, дети были одеты словно на бар-мицву, и даже невесть откуда взявшийся бездомный пес до блеска вылизал свою шерсть. Вскоре появился Акива Вайс, несших два довольно тяжелых мешка. Чем они были нагружены?


11 апреля 1909 г ,одаренный архитектор и идейный вдохновитель всего проекта,вышел на берег моря и собрал 132 ракушки: 66 светлых и 66 темных. На светлых он написал фамилии участников лотереи, на темных – номера участков. Ракушки положили в два мешка, из которых маленький мальчик вынимал поочередно светлые и темные ракушки. Этот мальчик (по рассказам - сын почтальона Фогеля из Одессы) вытаскивал их из двух мешков, чтобы ни у кого не возникло никаких подозрений. Лотерея, считавшаяся проявлением высшей справедливости, положила начало городу и сегодня живущему по законам удачи, на «авось».

Шесть семей по каким-то причинам отказались от строительства, но 60- начали, положив тем самым начало городу под названием Тель-Авив – Весенний Холм. Город, а тогда еще просто поселение, получил свое название в 1910 году, когда первые 330 человек – 60 семей, вселились в свои дома.


Сегодняшнее место лотереи, напротив дома мейра Дизенгофа,выглядит немного иначе.

Тель-Авив быстро разрастался, но еще долго не имел официального статуса города. Лишь в 1934 году, четверть века спустя после «ракушечной лотереи», когда его население достигло ста тысяч человек, он был официально признан городом. Но это совсе уже другая история...



 
 
 

Comentarios


bottom of page